Пирамиды Кох Кер, Камбодже: Как Добраться, Что Посмотреть, Экскурсии
Пирамиды Кох Кер — одно из многочисленных таинственных мест в Камбоджде, которые достойны внимания путешественников. В 928 году король Джаяварман IV решил перенести столицу Кхмерской империи из Ангкора в Кох Кер, то есть примерно на 60 километров. Ученые до сих пор не нашли причину такого странного решения правителя. Кроме того, на месте бывшей столицы Камбоджи также построено одно из самых загадочных и мистических сооружений страны. Семиярусная пирамида Прасат Том не похожа ни на одно построенное кхмерами здание. Сейчас ее называют Пирамидой смерти в Камбодже. И хотя Кох Кер оставался столицей всего два десятилетия, количество храмов, построенных здесь за это время, действительно поражает.
Забронировать трансфер из международного аэропорта Пномпеня в отель или обратно можно здесь.
Столицу перенесли в Кох Кер в 10 веке. Но территория будущего города не была необитаема. Археологи выяснили, что на этих равнинах жило несколько общин, поселившихся здесь задолго до образования Кхмерской империи. Еще одно удивительное открытие ученых — не все храмы на территории бывшей столицы датируются 10 веком. Так кем же они были построены?
Кох Кер остается в стороне от проторенных туристических дорог Камбоджи, но его популярность растет. Храмовый комплекс, когда-то усеянный минами, стал доступен для путешественников совсем недавно. Даже сейчас район считается не полностью разминированным, а потому — посетить можно только часть храмов. Тем не менее, Кох Кер остается одним из самых впечатляющих и загадочных археологических памятников во всей Камбодже.
Как лучше изучать пирамиды Кох Кер
Главный храм комплекса известен как Прасат Том, и именно там вы найдете большую семиярусную пирамиду. Но в Кох Кер есть и другие руины, доступные для посещения. Заблудиться в комплексе нельзя, так как до каждого храма или руин ведет дорога. И по ней же можно выйти обратно.
Заходя в комплекс с юга, вы пройдете мимо 3 или 4 храмов до семиярусной пирамиды Кох Кер и найдете примерно 10 руин разных размеров после нее. Многие туристы доходят только до пирамиды, поэтому, если вы отправитесь дальше, то наверняка сможете погулять по руинам храмов практически в одиночестве.
Прогуливаться по Кох Кер можно не только пешком. Перед входом в комплекс доступен прокат велосипедов. Также вы можете арендовать частного водителя, который провезет вас по всей территории и остановится у каждого храма.
Проход к Прасат Том стоит 10 долларов. Аренда автомобиля или велосипеда оплачивается дополнительно.
Далее мы подробнее расскажем про каждое сооружение в комплексе и пройдемся по всему туристическому маршруту в районе Кох Кер.
Начало пути: три маленьких храма
Первые три сооружения, с которыми вы столкнетесь, прибыв в этот район, — одни из самых интересных в Кох Кер. Рекомендуем вам ненадолго остановиться и изучить все три храма.
Прасат Прам
Прасат Прам — это хорошо сохранившийся храм, который соответствует стандартной планировке храмов 10-го века. В нем вы найдете три святилища прасата, выстроенные в ряд, с двумя строениями перед ними, которые известны как «библиотеки». До сих пор точно никто не знает, как использовались библиотеки. Есть две версии: там хранили рукописи и статуи божеств или помещения использовались для особых церемоний в честь бога огня Агни.
Прасат Прам постепенно сливается с джунглевыми зарослями, образуя картину, похожую на кадры из фильма “Лара Крофт: Расхитительница гробниц”.
Прасат Неанг Кхмау
Особенность Прасата Неанг Кхмау заключается в том, что он полностью почернел. Возможно, это результат лесного пожара, который произошел когда-то в прошлом. Но сейчас этот небольшой храм с одним святилищем выглядит очень необычно.
Но есть еще несколько уникальных аспектов этого одиночного прасата. Несмотря на то, что он посвящен богу Шиве, храм обращен на запад, в то время как все другие храмы Шивы, построенные кхмерами, обращены на восток. Кроме того, резьба на притолоке над дверью выполнена в виде редкого изображения божества Брахмы, хотя сейчас это едва ли можно разобрать из-за эрозии.
Прасат Чен
Этот храм имеет ту же планировку, что и Прасат Прам. Но Прасат Чен — единственный храм в городе, посвященный божеству Вишну. Сегодня от прасата остались практически руины, но когда-то именно в этом храме были впервые обнаружены некоторые из лучших шедевров кхмерского скульптурного искусства.
В восточной башне была скульптура сцены из эпоса Рамаяны о Валине, сражающемся с Сугривой. Нашли останки этой скульптуры в 1952 году. А в 2012 году в Прасат Чене было сделано еще одно открытие. Археологи обнаружили группу статуй, изображающих борьбу Дурьодханы с Бхимой, — главную сцену из эпоса Махабхараты.
Но это еще не все. В 2014 году исследователи обнаружили еще три пьедестала, на которых не осталось ничего, кроме ног статуй. Остальные части статуй были украдены в прошлые года.
Одной из таких статуй оказалась знаменитая скульптура Ханумана, которая долгое время хранилась в Кливлендском музее искусств. Как только связь была установлена, статую немедленно передали в Камбоджу. Считается, что в Денвере также хранится статуя Рамы, которая, вероятно, стояла рядом со скульптурой Ханумана. На момент написания статьи этот культурный объект до сих пор не был возвращен в Камбоджу.
Пруд Андун Пэн
Приближаясь к главному храму комплекса, вы увидите небольшой прямоугольный пруд. Этот искусственный водоем очень напоминает Королевский пруд рядом с бывшим дворцом в Ангкор-Томе.
Главный храм комплекса Прасат Том и семиярусная пирамида Кох Кер
Прасат Том был государственным храмом для Джаявармана IV, как Ангкор-Ват или Байон — для более поздних кхмерских королей. Хотя изюминка храма — это массивная автономная пирамида, называемая «Пранг», к востоку от нее также есть, на что посмотреть.
Первое, что вы увидите — это сооружение крестообразной формы, состоящее из длинных залов. Пройдя на запад, вы увидите большое кирпичное святилище, которое сохранилось до наших дней в очень хорошем состоянии. Дамба, окруженная рвом с обеих сторон, — одна из самых интересных частей Прасат-Тома. Когда-то здесь также были длинные сооружения, поддерживаемые колоннами, но большинство из них разрушено. Многие здания комплекса были сделаны из дерева, давно сгнившего, как и ворота Преа Вихеара.
В районе храма (перед самой Пирамидой смерти) вы найдете множество других сооружений: святилища, галереи, библиотеки и ворота. Некоторые из них все еще стоят, но многие превратились в руины. Хаотичный вид храма только усиливает драматический эффект, когда огромные пирамиды Кох Кер, или Пранг, наконец, появляется в поле зрения.
Если до этого вы уже были в комплексе Ангкор Ват, то сразу поймете, что пирамида не похожа ни на одно строение оттуда. Кхмеры любили строить пирамиды. Но другие сооружения, например, Баконг и Бакенг, были построены иначе: их украшали всевозможными статуями и святилищами на каждом уровне.
Пранг же — настоящая пирамида без каких-либо скульптур, сооружений или резьбы, за исключением самой вершины. Ученые считают, что на самом высоком ярусе пирамиды когда-то находилась большая шива-линга и сооружение без крыши, но ничего от них не осталось. Уникальность этой пирамиды, которая больше напоминает мезоамериканскую архитектуру, чем архитектуру Юго-Восточной Азии, породила множество таинственных легенд относительно Пранга и Кох Кера в целом.
Может ли перенос столицы империи в такое отдаленное место, как Кох Кер, иметь какое-то отношение к конкретной точке, на которой возведена Пранг? Мог ли император кхмеров знать о какой-то энергии, которую он хотел направить с помощью странно построенной пирамиды?
Сейчас эти загадки могут звучать наивно, но кхмеры были очень религиозны. Для них храмы были сложными механизмами, функции которых заключались в установлении связей между божественным и земным царствами. И для их построения использовались определенные математические пропорции: почти как компьютерный код, который работает за программным обеспечением, которое вы используете. Без правильно написанного кода ни одна программа не запустится. Кхмеры относились к храмам так же. Поэтому не стали бы выбирать место постройки пирамиды наугад.
В центре пирамиды Кох Кер была проложена каменная лестница, по которой в древности поднимались император и жрецы. Сейчас она почти разрушена. Туристы могут пройти к верхушке по специальным деревянным подмосткам. Поднимаясь, вы увидите всю панораму храмового комплекса и сможете сделать очень красивые фотографии.
В святилище на самом верху есть отверстие, откуда когда-то, по преданиям кхмеров, выходила линга. В древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма этим словом называли символ божественной производящей силы. Предполагается, что отверстие спускалось до самой земли, как в главных храмах Ангкор-Вата и Байона. Так кхмеры хотели соединить не только небу и землю, но и подземный мир.
На верхушке пирамиды Кох Кер есть единственное украшение — голова льва атланта, который держит какой-то объект. Возможно, там кхмеры символизировали небо или лингу.
Спустившись, вы увидите несколько тропинок: по ним можно обойти пирамиду вокруг и рассмотреть под любым углом. На одной из таких тропинок есть небольшое святилище белого слона.
Пирамиды Кох Кер внутри украшены десятками разных статуй и очень красивой резьбой, которым насчитывалось более тысячи лет. Сейчас почти все скульптуры перемещены в музей Пномпеня из-за предшествующих грабежей. Но интерьеры Пранга все равно впечатляют.
Восточные и южные храмы
К востоку и югу от Прасат Том еще много сооружений. Просто выходите на главную дорогу и следуйте по ней, пока не сделаете круг, осматривая все храмы на пути. Но сначала посетите небольшой храм прямо напротив входа в Прасат Том.
Храм Срот
Вы увидите храм прямо через дорогу от входа в Прасат Том. Он состоит из двух групп длинных залов, каждый из которых образует прямоугольник, окружающий внутренний двор. Однако коридоры храма не соединены. Стилистически они напоминают кхлеангов в Ангкор-Томе.
Возможно, Храм Срот раньше был частью Прасат Тома.
Святилища линги
Далее вы встретите ряд из пяти святилищ, в каждом из которых находится отверстие для линги. Эти сооружения были вырезаны из цельных скал, чтобы пропустить еще больше божественной энергии из этого места.
Интересно, что у всех святилищ в этом ряду отсутствует крыша.
Прасат Кракап
Первое, что вы заметите в Прасат Кракапе, — это необычный дизайн его дверного проема. Такие же треугольные фронтоны есть только в двух других храмах: Бантей Срей, близ Ангкора, и Преах Вихеар, в горном массиве Дан Грек.
Но Прасат Кракап был освящен в 928 году, опередив два других на несколько десятилетий.
Прасат Пле Бенг
Этот храм отличается необычно большими воротами. В былые времена он был полон статуй различных индуистских божеств.
Сейчас от него остались руины.
Прасат Чрап
Еще один храм в этом районе, отличающийся простой планировкой тримурти, которая была популярна в те времена. Необычно, что прасаты обращены на запад, как и некоторые другие храмы в этой части города.
Ученые предполагают, что они были построены так, чтобы смотреть на барай (искусственное водохранилище), хотя точная причина неизвестна.
Прасат Оп Он
Этот храм состоит из одного святилища. Предполагается, что он был построен после правления Джаявармана IV, но тоже в 10 веке.
Несмотря на то, что Кох Кер функционировал как столица только 20 лет, это место не было заброшено, как только место власти переместилось обратно в Ангкор. Более поздние короли, вплоть до Джаявармана VII в конце 12-го века, продолжали добавлять в город новые сооружения.
Прасат Дамрей
“Дамрей” переводится как “слон”. И этот храм изобилует образами слонов. В первую очередь он был посвящен Шиве, чьим сыном был бог-слон Ганеша.
Здесь же вы можете найти резьбу с изображением трехголового слона Индры Айраваты.
Прасат Кхар
Еще один загадочный храм на территории Кох Кер в Камбодже. Ученые считают, что на большом пьедестале храма когда-то располагалась массивная лингва, достигающая в высоту 3 метров. Однако, как и от линги с вершины пирамиды Прасат Том, от нее ничего не осталось.
Рядом с храмом находятся резные изображения животных и богов на камнях. Это очень напоминает резьбу на вершине горы Кулен в месте под названием Кбал Спин. Резьба по камню, подобная этой, довольно редка в древних кхмерских руинах.
Заключение
Что бы ни вынудило Джаявармана IV перенести столицу в Кох Кер, другие короли вскоре вернулись в Ангкор. В течение следующих нескольких столетий строительство Кох Кер поддерживалось и расширялось. Но вот что интересно: в то время как утонченное скульптурное искусство Кох Кера будет оказывать влияние на кхмерских художников в течение многих последующих лет, ни один из более поздних королей не попытается скопировать загадочный «Пранг».
Ученые до сих пор не знают, почему пирамида выглядит так необычно и какая скрывается тайна за Кох Кер. Но исследования продолжаются. И в один день мы, вероятно, сможем узнать вопросы на эти ответы.
Источник: advantiko.com
Единая справочная на Самуи Однокласники
Единая справочная в Паттае Вконтакте
Единая справочная в Паттае Однокласники
Единая справочная на Пхукете Вконтакте
Единая справочная на Пхукете Однокласники
Единая справочная на Пхукете Телеграм
Новости UnionTravel Телеграм
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
-
11-й Морской фестиваль привлекает в Кампот около 400 000 посетителей
-
Новая фабрика по переработке кешью в Кампонгтхоме увеличит экспорт и количество рабочих мест
-
Преа Сианук стремится увеличить количество ночевок среди туристов круизных лайнеров
-
Сиануквиль возрождает «призрачные» здания, реализуя 101 проект
-
Выставка Cambodia Trade Expo подчеркивает рост и улучшение инвестиционного климата
-
Ожидается, что книжная ярмарка в Камбодже 2024 года привлечет больше читателей